июнь 2019

О бюджетной политике, организации бюджетного процесса, межбюджетных отношениях – в интервью с заместителем губернатора – министром финансов Ростовской области Лилией Вадимовной Федотовой

– Лилия Вадимовна, как строятся в Ростовской области межбюджетные отношения субъекта и муниципалитетов? Каков объем межбюджетных трансфертов и специфика финансовой поддержки местных бюджетов в 2019 году?

– Межбюджетные отношения в Ростовской области строятся в строгом соответствии с федеральным и областным бюджетным законодательством. И направлены они на повышение сбалансированности местных бюджетов, расширение возможностей по решению вопросов местного значения, контроль за использованием бюджетных средств и соблюдением бюджетного законодательства.

Условия предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета, методики
их расчета и распределения, передаваемые государственные полномочия муниципалитетам, размеры нормативов отчислений в местные бюджеты от областных налогов определены Областным законом № 834-ЗС от 26 декабря 2016 года.

Предоставление из бюджета субсидий, дотаций и иных межбюджетных трансфертов происходит на основе соглашений, которые заключаются между областными министерствами и муниципалитетами. В них предусматриваются условия предоставления бюджетных средств, в дальнейшем – главные распорядители средств областного бюджета и минфин области контролируют их выполнение и применяют финансовые санкции в случае невыполнения.
Что касается финансовой поддержки местных бюджетов, она является одним из приоритетов бюджетной политики Ростовской области. Ежегодно объем финансовой поддержки составляет более половины всех расходов областного бюджета. По объемам предоставляемых субсидий и иных межбюджетных трансфертов Ростовская область занимает в этом году первое место среди субъектов Южного федерального округа.

В целом в 2019 году местным бюджетам запланировано 98 миллиардов рублей по 146 направлениям. Это на 7,4 миллиарда рублей больше, чем в 2018 году, и составляет 52% расходов областного бюджета. Субсидий и иных межбюджетных трансфертов предусмотрено на 27,5 миллиарда рублей по 94 направлениям, что на 1,4 миллиарда больше, чем в 2018 году. Почти 9 миллиардов субсидий направляется на реализацию национальных проектов: «Образование», «Жилье и городская среда», «Демография», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Здравоохранение», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной и предпринимательской инициативы», «Культура», «Экология». Дотаций местным бюджетам в 2019 году предусмотрено в объеме 10,2 миллиарда рублей с ростом к уровню 2018 года на 1,6 миллиарда рублей. Дополнительно местным бюджетам передаются поступления по нормативам отчислений от областной доли налогов – НДФЛ, акцизов на нефтепродукты, государственной пошлины, уплачиваемой в случае подачи документов в МФЦ. Их объем на 2019 год составит 11,2 миллиарда рублей. 

Финансовая поддержка местных бюджетов является одним из приоритетов бюджетной политики Ростовской области

– Каким образом областная власть помогает в обеспечении эффективности муниципальной бюджетной политики? Какой проводит контроль?

– Главные ориентиры бюджетной политики, проводимой правительством Ростовской области, – обеспечение эффективного, ответственного и прозрачного управления финансовыми ресурсами, выполнение обязательств перед гражданами, решение социальных и экономических задач. Министерство финансов Ростовской области обеспечивает их реализацию в рамках своей компетенции – осуществляет оперативный контроль за планированием и исполнением местных бюджетов, соблюдением требований бюджетного законодательства. На 2019 год 425 из 463 муниципальных образований Ростовской области являются получателями дотаций из областного бюджета. Как уже говорилось выше, все они подписывают соглашения с минфином области с целью повышения эффективности организации бюджетного процесса в муниципальных образованиях. Достижению этой цели способствуют сбалансированность местных бюджетов, рост собственных доходов, соблюдение бюджетного законодательства. При контроле соблюдения условий соглашений упор делается на предупреждение возможных нарушений. Происходит это через мониторинг отчетных данных, рассмотрение проектов и изменений в местные бюджеты. В случае невыполнения  предусмотрены финансовые санкции и дисциплинарные меры. 

Сейчас государственная политика как раз направлена на повышение эффективности бюджетных расходов. В связи с этим совершенствование системы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля приобретает особую актуальность. Минфином области обеспечены все условия для формирования эффективной модели такого контроля с учетом подходов, принятых на федеральном уровне. В ходе исполнения полномочий по внутреннему государственному контролю министерство финансов Ростовской области проводит проверки соблюдения муниципалитетами бюджетного законодательства, выявляет нарушения условий  предоставления межбюджетных трансфертов. К нарушителям применяются меры бюджетного принуждения и административного воздействия. 

Почти 9 миллиардов субсидий направляется на реализацию национальных проектов

Практика показывает, что в ходе проверок в муниципалитетах продолжают выявляться 
нарушения, которые могут и должны пресекаться органами внутреннего муниципального финансового контроля. Для эффективной организации такого контроля министерством финансов Ростовской области разработаны и направлены на места методические рекомендации. В них приведена вся нормативная база, которая должна быть на  местном уровне, предложены подходы к организации контроля, рассмотрены требования по применению мер административного воздействия за финансовые нарушения, в  том числе с учетом судебной практики. В целом методологическая поддержка администраций муниципальных образований по бюджетно-финансовым вопросам является важной составляющей эффективной организации бюджетного процесса. Кроме того, министерством 
финансов в рамках проекта «Донская инициатива» внесены предложения по совершенствованию Кодекса об административных правонарушениях РФ в части наделения
органов муниципального финансового контроля полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях за нарушения в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд, а судов – полномочиями по их рассмотрению. 

Нельзя не отметить, что для эффективного бюджетного процесса необходимы грамотные специалисты на местах. С этой целью минфин области ежегодно организует проведение курсов повышения квалификации для сотрудников финансовых органов муниципальных образований. За 6 лет повысили свою квалификацию 566 финансистов муниципального уровня.

– Какие результаты дает такая поддержка муниципальной бюджетной политики?

– Положительная оценка организации бюджетного процесса на муниципальном уровне в Ростовской области отмечена по итогам федеральных конкурсов.

В течение ряда лет победителями и призерами конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами», традиционно проводимого при поддержке Министерства финансов России Союзом финансистов России и журналом «Бюджет», становились Октябрьский район Ростовской области, города Ростов-на-Дону, Шахты и Таганрог. Победителями конкурса «Лучшая муниципальная практика», проводимого Правительством России, становились Персиановское и Краснолучское поселения Октябрьского района в номинации «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами».  

В результате проводимой на всех стадиях бюджетного процесса совместной работы с органами местного самоуправления обеспечиваются ежегодное своевременное принятие местных бюджетов, выполнение принятых бюджетных обязательств, отсутствие просроченной кредиторской задолженности, сбалансированность местных бюджетов, соблюдение параметров дефицита и муниципального долга. 

– С помощью каких ресурсов муниципальные образования Ростовской области могут увеличивать доходную часть местных бюджетов для повышения финансовой самостоятельности?

– Доходы всех уровней бюджетов бюджетной системы формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах, сборах и иных обязательных платежах. При выборе перечня налогов на федеральном уровне, которые зачисляются в местные бюджеты, во внимание принимается несколько факторов. Во-первых, насколько равномерно размещена их налоговая база по территории региона. Во-вторых, высокая ли степень мобильности. В-третьих, есть ли взаимосвязь налогов с уровнем благосостояния, то есть доходами и собственностью, населения.

В этой связи наиболее приближенными к муниципальному уровню продолжают
оставаться местные налоги - земельный налог, налог на имущество физических лиц. И
отчисления от федеральных налогов: НДФЛ, налогов по специальным режимам налогообложения, отдельных видов государственных пошлин. Для роста поступлений налоговых и не налоговых доходов администрациям муниципальных образований необходимо постоянно проводить работу по расширению налогооблагаемой базы и вовлечению всех резервов в налоговый оборот. Это может быть, в частности, привлечение инвесторов на территории муниципальных образований.

Увеличить доход от НДФЛ поможет регулярное проведение мероприятий по контролю за учетом юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений, по предотвращению выплаты заработной платы «в конвертах». Для роста дохода от земельного налога и налога на имущество физических лиц необходимы инвентаризация земельных участков и других объектов недвижимого имущества, выявление и вовлечение в налоговый оборот не-учтенных объектов и неиспользуемых земельных участков, работа с недоимкой в первую очередь по доходным источникам местных бюджетов. 

С 2011 по 2017 годы первая степень качества управления бюджетным  процессом присваивалась 35 районам и 6 городам Ростовской области

Для роста доходов от акцизов на нефтепродукты необходимы ведение полного учета всей сети автомобильных дорог, проведение инвентаризации автодорог, выявление бесхозных, оформление их в муниципальную собственность.

В части доходов от использования муниципального имущества важны оптимизация
ставок арендной платы, взыскание через суд сумм неосновательного обогащения при
самовольных захватах земельных участков, качественная претензионная работа с
должниками по арендной плате за земельные участки. А так-же проведение инвентаризации имущества для выявления объектов, не используемых муниципальными учреждениями и МУПами, и перевода их в казну для последующей аренды или продажи.

 
– Как проводится оценка качества управления бюджетным процессом в муниципалитетах? Каков эффект этой работы? Как поощряются лучшие?

– Бюджетная ситуация в муниципальных образованиях Ростовской области является
объектом пристального внимания со стороны губернатора Ростовской области и донского правительства. Все процессы, связанные с формированием и исполнением местных бюджетов, находятся на постоянном контроле и регулярно мониторятся. Это позволяет выявить эффективные практики, оценить результаты их внедрения, увидеть слабые места и определить дальнейший план действий. 

За 6 лет повысили свою квалификацию 566 финансистов муниципального уровня

В соответствии с государственной программой Ростовской области «Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами» мы ежегодно подводим итоги работы муниципальных образований по качеству организации бюджетного процесса. Для этого по 50 индикаторам оцениваются все стадии бюджетного процесса, а так-же показатели деятельности органов местного самоуправления, влияющие на местные бюджеты. В частности, это соблюдение бюджетного законодательства, качество бюджетного планирования и полнота исполнения бюджета, прозрачность бюджетного процесса, состояние муниципального долга, финансовые взаимоотношения районов с поселениями, управление муниципальной собственностью, оказание муниципальных услуг. Такая оценка проводится с 2011 года, ее цель – повышение качества бюджетного процесса в муниципальных образованиях Ростовской области.

В целом качество бюджетного процесса на Дону находится на достаточно высоком уровне. С 2011 по 2017 годы первая степень качества управления бюджетным процессом присваивалась 35 районам и 6 городам Ростовской области. Это свидетельствует не только о стремлении местных администраций повышать мастерство в бюджетной сфере, но и об умении достигать результатов. Руководителям муниципальных образований, получивших наиболее высокие рейтинговые баллы, губернатор Ростовской области вручает дипломы «За достигнутую I степень качества управления бюджетным процессом».

 
– Губернатором Ростовской области Василием Голубевым принято решение о введении с 2019 года инициативного бюджетирования на территории региона. В настоящее время Законодательным Собранием Ростовской области ведется разработка соответствующего областного закона. Каково участие министерства финансов в этом процессе?

– В соответствии с Положением о министерстве финансов Ростовской области основными задачами министерства являются обеспечение проведения и реализации единой финансовой, бюджетной и налоговой политики. В указанных сферах министерство финансов  координирует деятельность исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований. Из бюджета Ростовской области ежегодно выделяется значительная финансовая поддержка местным бюджетам. Так, на 2019 год на решение вопросов местного значения предусмотрено 27,5 миллиарда рублей целевых субсидий и иных межбюджетных трансфертов, или 14,6% всех расходов областного бюджета. Механизм инициативного бюджетирования позволит местным бюджетам получить  дополнительный финансовый ресурс для решения вопросов местного значения, которые  предложат жители.

В связи с этим, а также с тем, что реализация местных инициатив сопровождена выделением бюджетных средств, министерство финансов Ростовской области в рамках своей компетенции будет участником этой работы. 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

minfin.donland.ru

г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 112

телефон приёмной: +7 863 240-60-53

телефон канцелярии: +7 863 240-11-48

е-mail: minfin@minfin.donland.ru