- Елена Алексеевна, пожалуйста, несколько слов об истории и работе вашей школы.
- Открытие нашей школы в поселке Янтарном состоялось 2 сентября 2019 года. Построена она была за 2 года. Сегодня это 3-этажное здание, рассчитанное на обучение 600 учеников. Однако сейчас учащихся в школе более 1200.
Имеются спортивный комплекс, беговые дорожки, футбольное поле, тренажерный зал, зал для занятий хореографией, а также площадки для баскетбола и волейбола, актовый зал на 336 мест с современным оборудованием и большим экраном. Школа оснащена современной компьютерной и исследовательской техникой. Во всех классах установлены интерактивные доски нового поколения. Имеются электронные микроскопы, оборудование для кабинетов технологии, современные учебные лаборатории по химии, биологии и физике. Кабинеты оборудованы мобильной мебелью, позволяющей организовать современные форматы групповой работы.
Школа оснащена современной компьютерной и исследовательской техникой, интерактивными досками нового поколения
Предусмотрены кабинеты по внеурочной деятельности для проведения интеллектуальных игр и развития творческих способностей. Ведется обучение детей игре в шахматы, робототехнике. Также ребята смогут научиться профессионально снимать фильмы, делать фотографии и печатную продукцию, создавать радиопередачи. Для этого в школе создана фотостудия и мини-типография оперативной полиграфии. В учебном плане предусмотрен предмет «Проектная деятельность», в рамках изучения которого идеи учащихся будут реализованы. Питание учеников осуществляется в столовой на 330 мест с профессиональным технологическим оборудованием для собственного производства.
Конечно же, школа полностью оснащена всем необходимым для обеспечения безопасности, а также для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Чем является современная школа для учеников и их родителей? Только ли образовательной организацией?
- Изучение социального заказа со стороны показывает, что главными требованиями родителей являются создание комфортных условий пребывания в школе и получение качественного базового образования. К комфортному пребыванию относят создание благополучного психологического климата, возможность участия во внеурочной и кружковой деятельности, помощь в самоопределении старшеклассников, организацию индивидуальной работы не только с детьми, участвующими в олимпиадах и конкурсах, но и с детьми, имеющими затруднения.
Со стороны учащихся потребность в школе в первую очередь проявляется как в структуре, способной заполнить досуг, организовать коллективную деятельность.
Цифровизация в школе – какая она?
- Стремительное развитие технологий предполагает цифровую трансформацию всех сфер жизни. Наша школа - не исключение, в ней цифровая трансформация проходит быстрыми темпами. Первый этап нашего погружения в «цифру» - это открытие школы, получение оборудования, которое стремительно модернизировало школьную жизнь и учебный процесс. В кабинете «Точка роста» ведутся уроки с использованием 3D технологии. На занятиях фотокружка обрабатываются фотографии при помощи современных программ. Занятий внеурочной деятельности по робототехнике ждут многие малыши.
Теперь все заметки и рисунки учитель сохраняет и может отправить родителям или использовать в качестве примера для домашнего задания, а также может вести галерею достижений по каждому ученику.
Наши учащиеся с легкостью делают разнообразные современные проекты, пользуются облачными сервисами, интерактивными программами, а также социальными сетями и видео ресурсами. Гуманитарные компетенции достигаются посредством проектной деятельности. Многие ребята уже смогли найти свою профессиональную траекторию.
В кабинете «Точка роста» ведутся уроки с использованием современной 3D технологии
- Помимо общей образовательной программы, какие культурные, социальные мероприятия проводите с детьми?
- Я убеждена, что школа – это не только уроки, задания и отметки. Это живая, созидательная, разнообразная среда. Мы хотим, чтобы в школе ученики знакомились с интересными людьми, развивали имеющиеся таланты, приобретали новые увлечения, сохраняли гармоничный баланс в физическом и интеллектуальном развитии, а главное - не теряли любознательности и искреннего интереса к окружающему миру.
Поэтому наши учащиеся участвуют в самых разнообразных активностях. Они талантливы, креативны, профессиональны.
Воспитательная система школы строится на совместных усилиях всех участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся, родителей или законных представителей. Школа является целостным живым организмом, в котором все взаимосвязано. В ней создаются условия для социальной защищенности, психологического комфорта ребенка и педагога, обеспечивается возможность их личностного роста и самореализации. Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрирует учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы.
Основная цель воспитательной работы школы - создание условий для развития интеллектуальных, творческих, личностных качеств обучающихся, их социализации и адаптации в обществе.
Школа по возможности привлекает каждого ребенка, ведь известно, что каждый ученик хочет, чтобы в школе его воспринимали как творческого и цельного человека. В рамках «ключевых дел» учащиеся активно принимают участие в муниципальных и региональных мероприятиях.
Учитель – это тот, к кому ученики хотят идти за помощью
Классными руководителями, учителями–предметниками проводятся уроки и внеклассные мероприятия по символике и культурным традициям России, по изучению Конституции Российской Федерации, по правам ребенка. Мы сотрудничаем с Ростовской региональной общественной организацией инвалидов "Союз Чернобыль" по патриотическому воспитанию на примере подвига ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В школе проводятся предметные недели, в рамках которых проходят различные мероприятия: фотовыставки, тематические уголки, открытые уроки, мастер-классы, конференции, конкурс плакатов по психологии, дни здоровья и другие подобные мероприятия.
В рамках экологического волонтерства учащиеся принимают участие во многих мероприятиях, например, в акциях «Покорми птиц зимой», «Чистый двор», «Мы чистим мир». Ведет свою деятельность отряд Юнармия, есть талантливый вокальный коллектив «Соловушки».
- А спорт?
- Конечно, одно из основных направлений деятельности школы – сохранение и укрепление здоровья детей, пропаганда здорового образа жизни. В сентябре 2021 года был открыт школьный спортивный клуб «ШСК Янтарный». В рамках клуба работают секции и кружки: волейбол, карате, художественная гимнастика, спортивные игры, бокс, настольный теннис, бадминтон, тег–регби, черлидинг. Члены ШСК участвуют в соревнованиях школьного, районного, областного уровней. В спортзале регулярно проводятся школьные спортивные соревнования и тренировки, организуются товарищеские встречи между классами. Все дети привлечены к спортивно-оздоровительным мероприятиям.
Например, наша футбольная команда заняла 1 место в областном юнармейском турнире по мини-футболу, который был посвящен 77 годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Команда учащихся 7 класса заняла 2 место в региональном этапе Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания».
Есть молодая, но очень перспективная команда по тег-регби. Их талисман и поддержка – команда черлидинга. Команда шахматистов смело врывается на все турниры. Наши учителя и дети горят развитием киберспортивного движения - за 2 года активных турниров киберспортсмены собрали немало медалей и первых мест по области.
Цель работы классных руководителей и учителей физической культуры - в воспитании культуры здоровья школьников, создании положительной мотивации. Для этого проводились и будут проводиться «Школьный осенний кросс», конкурс плакатов «ЗОЖ!», конкурс «Безопасное колесо», День здоровья, Военно-спортивная игра «Орленок» и регулярные игры на свежем воздухе во время каникул.
Учеников нужно вдохновлять, удивлять, подбирать к каждому свой «ключ», чтобы пробудить интерес к предмету
- Ваши преподаватели – кто они?
- Мои учителя – это прежде всего мои помощники. Они помогали мне открывать школу в 2019 году, они помогают реализовывать идеи, растить то поколение, которое будет определять нашу жизнь в будущем. Мои учителя – трудяги, не побоюсь этого слова. Мои учителя – мамы, бабушки, папы, дедушки не только в своих семьях, но и в большой школьной семье. Мои учителя – люди с разными характерами, но их объединяет одно – они хотят работать именно в нашей школе.
- Как выбирают профессию учителя? Есть какие-нибудь общие качества характера, чтобы стать хорошим учителем?
- В профессию учителя приходят по разным причинам. Детская мечта «работать в школе», желание следовать совету родителей, интерес к работе с детьми и стремление внести вклад в развитие их личности – все это лишь часть оснований, по которым человек поступает в педагогический институт.
Но почему он остается в профессии учителя? Почему, получив диплом об окончании университета, идет работать в школу, строит карьеру в стенах этого здания, получает звания, становится заслуженным учителем, из года в год знакомится с новыми классами и прощается с любимыми учениками?
Учитель, как известно, являясь специалистом в своей области, не только преподает предмет. Он, реализуя в своей деятельности индивидуальный подход, ищет способы донести информацию до всех учеников, сделать материал доступным для каждого. Но учитель – это ведь не только тот, кто делится знаниями. Это тот, кто готов делиться и опытом. Тот, кто готов помогать: словом, советом, делом. Тот, к кому ученики хотят идти за помощью.
Так что объединяет всех, кого мы зовем «настоящими учителями», какими качествами обладают эти люди? Терпимость, трудолюбие, альтруизм, гуманность, настойчивость, ответственность, креативность – эти слова приходят на ум при мысли о человеке, работающем в школе. Эти качества дополняют и компенсируют друг друга, составляя портрет того, кого так ценят ученики и коллеги.
На самом деле, работать учителем могут многие, эта вакансия всегда актуальна. Быть учителем могут единицы. И, к сожалению, это либо дано, либо не дано вовсе.
— Роль учителя в современной школе меняется? По сравнению, например, со школой десяти и двадцатилетней давности?
- Сегодня мы живем в условиях, когда общество предъявляет новые требования к профессиональной компетенции педагога. Инновационные процессы выявили необходимость воспитания гибкого, динамичного человека, стремящегося жить в новых, непрерывно меняющихся условиях. Одно из основных положений в личностно-ориентированном подходе к обучению - направленность на развитие личности учащегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни.
В работе учителя, актера и художника есть что-то общее. Например, ее сложно представить без творчества
Современный учитель — это человек преданный своему делу и своим ученикам. Педагоги должны раскрывать лучшие качества, заложенные в душе ребенка, поощрять его, чтобы ребенок получал радость от приобретенных знаний, создавать ситуации успеха, учить быть хорошим человеком и гражданином своей страны.
В работе учителя, актера и художника есть что-то общее. Например, ее сложно представить без творчества. Педагог постоянно сталкивается с чем-то новым: новые дети, новые задачи, новые условия, в которых нужно преподавать - привет «дистанту»!
Неожиданно для всех в 2020 году наступил период дистанционной работы. И так же быстро, как привыкнуть и освоить новое оборудование, учителям удалось научиться внедрять цифровые технологии для проведения дистанционных уроков. Администрация школы обеспечила по запросу необходимым оборудованием детей и педагогический состав: ноутбуки, планшеты, наушники, веб-камеры. Новые технологии, интерактивные сервисы, электронные учебники и тетради, электронный журнал и дневник, образовательные платформы были освоены в самые короткие сроки.
И сейчас, когда ситуация нормализовалась, технологические наработки позволяют снижать нагрузку на учителя за счет автоматизации рутинных процессов. Учителями освоены образовательные технологии и педагогические практики с использованием цифровых технологий - веб-квесты, онлайн-викторины, проекты, геймификация, веб-отчеты и опросы, виртуальная и дополненная реальность.
И если просто продолжать делать так, как раньше, есть риск, что не получится заинтересовать детей, передать им нужные знания и развить «гибкие» навыки.
Учеников нужно вдохновлять, удивлять, подбирать к каждому свой «ключ», чтобы пробудить интерес к предмету. Иногда для этого приходится отказываться от каких-то педагогических приемов и использовать другие, пересматривать привычные форматы уроков и пробовать новые.
Но все же фраза «все новое – хорошо забытое старое» сегодня актуальна как никогда.
- Елена Алексеевна, что вы хотели бы пожелать выпускникам?
- Выпускникам я прежде всего желаю счастья в личной жизни, найти своего человека и поддержку.
Желаю определиться с профессией, построить успешные карьеры и исполнить свои мечты.
И всегда добавляю, что школа ждет каждого. Что мы готовы поддержать, направить, всегда открыты к новым идеям и сотрудничеству.
- И наш традиционный вопрос: почему выбрали КонсультантПлюс в качестве правовой поддержки?
- Про КонсультантПлюс я знаю давно - познакомилась в 2012 году. Я и мои сотрудники пользовались так называемыми «ночными входами», когда можно было работать с правовой информацией после 22.00. Но нам не хватало возможности спокойной работы с нужными нам документами.
Удобный поиск, удобное сохранение и печать, удобные ссылки. В КонсультантПлюс все продумано и оптимально. Это увеличивает надежность и быстроту поиска необходимой правовой информации.
МБОУ СОШ п. Янтарный Аксайского района
Ростовская область, Аксайский район, п. Янтарный, ул. Ландышевая, 36/4
+7 86350 4-39-81
е-mail: ask-school@mail.ru