сентябрь 2020

О том, как обеспечить качественное водоснабжение, рассказывает заместитель генерального директора – главный инженер АО «Ростовводоканал» Александр Иванович Тараско

– Александр Иванович, каковы сейчас масштабы деятельности АО «Ростовводоканал»? Какую

территорию предприятие обслуживает?

– В 2020 году Ростовский Водоканал отметил свое 155-летие. Это солидная дата, за которой
стоит богатая история. Силами нескольких трудовых поколений Ростовводоканал преодолел
большой путь и сегодня является крупнейшим современным коммунальным предприятием юга
России. Компания оказывает услуги холодного водоснабжения и водоотведения жителям Ростова-на-Дону, Батайска, населенных пунктов Аксайского, Азовского и Мясниковского районов и подает в сеть до 550 тысяч кубометров воды в сутки. 

Водоканал Ростова – один из успешных примеров государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ. Приход стратегического инвестора АО «Евразийский» позволил начать широкомасштабную реконструкцию коммуникаций, прокладку новых водоводов. Благодаря регулярному планово-предупредительному ремонту, за последние 5 лет предприятие снизило количество повреждений на своих сетях почти на треть, существенно сократило водозабор из реки Дон, а это огромный вклад в экологию региона.

Полностью отказались от использования жидкого хлора в процессе очистки воды и стоков

Ростовский Водоканал успешно продолжает реализацию инвестиционного проекта «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области». Одним из достижений стал полный отказ от использования жидкого хлора в процессе очистки воды и стоков. До начала реализации Комплексной программы в ряде районов Ростова-на-Дону вода подавалась по графику, зачастую не доходила до верхних этажей многоквартирных домов. В настоящее время предприятие полностью решило вопрос бесперебойного водоснабжения в донской столице. Теперь вода есть круглосуточно на каждом подключенном к городскому водопроводу объекте, и вода эта высокого качества.

– Применяете ли инновационные технологии в работе, модернизируете ли оборудование, коммуникации?

– Модернизация оборудования и поиск новых технологий –
процесс в Ростовском Водоканале непрерывный. Как иначе мы
можем оперативно откликаться на вызовы времени и решать
новые производственные задачи? Без этого поддерживать стабильное водоснабжение и водоотведение абонентов было бы
невозможно.

Современные технические решения используются и на разных этапах очистки воды. 

В том числе в процессе ремонта сетей, в коммуникациях с клиентами, при взаимодействии разных подразделений предприятия. Поверьте, таких инноваций очень много.

Стандарт предполагает и определенные условия хранения полуфабрикатов, принципы маркировки товара и наличие в структуре предприятия выделенной службы качества, которая и берет на себя контроль каждого этапа производства. 

Качественное дезинфицирующее средство должно работать против вирусов, бактерий и грибов на все 100 процентов, но при этом быть абсолютно безопасным для человека, иметь хорошие потребительские свойства: запах, удобство в разведении, длительный срок хранения и так далее.

Управлять и оперативно получать достоверную информацию о различных параметрах работы
наших производственных объектов позволяет автоматизированная система дистанционного контроля и управления технологическими процессами. В ключевых местах водопроводной сети
установлены 67 так называемых контрольных и диктующих точек – специальных датчиков.
Они передают данные в Центральную диспетчерскую в режиме онлайн. Кроме того, дополнительно информацию передают 29 автоматических насосных станций. Данные диктующих точек выводятся на мониторы, позволяя дежурным технологам оперативно реагировать на изменения давления и незамедлительно производить его регулировку. 

Контроль давления на основе непрерывного поступления данных в диспетчерскую приводит к
снижению аварийности, экономии электроэнергии, оптимизации работы насосных станций.
Получаемые с диктующих точек данные автоматически заносятся в электронный архив. Таким
образом, мы имеем возможность проводить глубокий анализ всех аспектов работы сети, технологических режимов, причин аварийности и на основе этого принимать обоснованные технические решения по модернизации системы водоснабжения.

На очистных сооружениях вода подвергается ультрафиолетовому
обеззараживанию

Для улучшения качества и надежности водоснабжения Ростовский Водоканал автоматизировал систему дозирования сульфата аммония на Александровских очистных сооружениях. Сульфат аммония – незаменимый реагент в процессе очистки питьевой воды. Его использование
позволяет предотвратить образование побочных продуктов ее дезинфекции – хлорорганических соединений. Их содержание в питьевой воде строго регламентировано и контролируется Роспотребнадзором. Кроме того, применение сульфата аммония помогает снизить потребление хлора в процессе очистки воды почти на 50 процентов. 

Повторюсь, Ростовский Водоканал давно отказался от применения жидкого хлора и перешел
на экологически безопасный реагент – гипохлорит натрия, однако активным химическим элементом для обеззараживания по-прежнему является хлор, который исключает вторичное загрязнение воды в процессе ее транспортировки по трубопроводам. Кроме того, на завершающем этапе водоподготовки на очистных сооружениях вода подвергается ультрафиолетовому обеззараживанию.

– Какие меры предпринимаются для недопущения и быстрого устранения аварийных ситуаций?

– В 2016 году Водоканал внедрил систему быстродействующего автоматического включения резерва (БАВР) на распределительных устройствах, снабжающих электричеством четыре крупные водопроводные насосные станции. Благодаря этому обеспечена бесперебойная работа станций, которые играют ключевую роль в водоснабжении донской столицы. Система БАВР предназначена для быстрого подключения резервного электропитания при внезапном отключении электричества.

Обесточивание приводит к резким остановкам двигателей насосных агрегатов, что, в свою очередь, ведет к возникновению гидроударов, разрушительно действующих на насосное оборудование и трубопроводы, и как следствие – порывам на сетях, нарушениям в водоснабжении потребителей. 

В 2017 году предприятие внедрило программный комплекс «Горячая линия». Система объединяет подразделения Водоканала, которые занимаются приемом и выполнением заявок, на Единой программной платформе. Ее неотъемлемой частью является мобильное приложение для аварийных бригад. Мы преследовали цель повышения эффективности выполнения производственных и ремонтных работ. С момента внедрения этого приложения скорость реагирования на аварийную ситуацию и ее устранение сократилась почти вдвое. Это положительно отразилось и на имидже предприятия, ведь сроки ограничения водоснабжения жителей тоже сократились.

Автоматизирована система дозирования сульфата аммония на Александровских очистных сооружениях

– Что делаете для удобства абонентов?

– Новые технологии давно помогают нам в сфере взаимоотношений с абонентами. На официальном сайте Водоканала в любое удобное время жители могут оплачивать наши услуги без комиссии, передавать показания приборов учета, оставлять обращения в интернет-приемной, а также пользоваться широким спектром электронных услуг, список которых мы постоянно пополняем.

Например, зарегистрировать водомер, передать данные о его поверке, получить акт сверки, уточнить информацию о поливной площади своего дома и многое другое наши клиенты могут
дистанционно, не обращаясь в офис. 

Для юридических лиц в этом году заработал электронный документооборот. То есть все вышеперечисленные инновации помогают нам быть более доступными, открытыми и понятными для жителей.

– Откуда в дома ростовчан поступает питьевая вода? Какие меры принимаются для контроля и
повышения ее качества?

– В Ростове-на-Дону есть единственный источник централизованного водоснабжения – река
Дон. От ее состояния напрямую зависит технология очистки подаваемой в сеть воды. Чем хуже
качество водоисточника, тем сложнее и дороже обходится водоподготовка – доведение воды до соответствия нормам и требованиям СанПиН.

Ростовский Водоканал применяет современные технологии очистки, о которых я уже говорил,
и жестко контролирует качество воды на выходе с очистных сооружений и в разводящей сети.
Сотрудники лаборатории предприятия ежедневно отбирают более 200 проб воды и проводят
более 800 исследований по десяткам показателей – физико-химическим, микробиологическим и паразитологическим. Кроме того, свои независимые исследования регулярно проводит Роспотребнадзор. Результаты анализов всегда подтверждают, что водопроводная вода абсолютно безопасна.

В скором времени проблема сезонного неприятного запаха воды
будет решена

Тем не менее в Ростове существует проблема специфического привкуса и запаха воды. Впервые мы с этим столкнулись в 2013 году, и причиной как раз стали процессы, происходящие в реке Дон. В последние годы концентрация фитопланктона летом-осенью более чем в 4 раза превышает допустимый норматив, предъявляемый к источнику централизованного водоснабжения. Изменился и видовой состав микроводорослей. Привычные виды стали замещать организмы, которые выделяют одорирующие (пахнущие) вещества. Одно из таких – геосмин. Именно он придает речной воде затхлый, болотистый запах. Избавиться от него оказалось непросто, учитывая тот факт, что десятилетия назад, когда строились наши очистные сооружения, такой проблемы вовсе не существовало. Соответственно, технологичесrих узлов по нейтрализации запаха предусмотрено не было. 

После долгих лабораторных исследований Водоканал нашел эффективное решение – порошкообразный активированный древесный уголь. Он обладает уникальными характеристиками: задерживает в своих порах соединения, придающие воде специфический запах и привкус. Этим летом на водозаборных сооружениях Ростовского Водоканала завершено строительство установки по дозированию активированного древесного угля в воду. В настоящее время идут пусконаладочные работы. Так что в скором времени проблема сезонного неприятного запаха воды будет решена.

– Каким будет развитие предприятия в ближайшие годы?

– Наша главная задача – обеспечивать стабильное водоотведение и водоснабжение жителей, поэтому развитие предприятия на ближайшие годы, как и прежде, будет направлено на уменьшение количества аварийных ситуаций, сокращение потерь воды и водозабора из реки Дон, улучшение качества очистки воды и стоков.


– Пожалуйста, несколько слов об использовании системы КонсультантПлюс и сотрудничестве с РИЦ «Информ-Групп».

– Системой КонсультантПлюс на нашем предприятии пользуются специалисты различных подразделений – правового департамента, бухгалтерии, отдела охраны труда и промышленной безопасности, отдела организации и оплаты труда, отдела по работе с персоналом, департамента материально-технического снабжения и другие. Сегодня можно с уверенностью сказать, что система незаменима в работе этих сотрудников. Она позволяет оперативно получать информацию обо всех изменениях в законодательстве РФ, что для нас очень важно.
Благодаря путеводителям и готовым решениям поиск необходимых документов происходит
быстро. Не менее важный аспект – возможность участия в семинарах и вебинарах Клуба профессионального развития, возможность постоянно взаимодействовать со специалистами
РИЦ «Информ-Групп» и получать грамотные правовые консультации. Благодарим вас за профессионализм и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество!

АО "Ростовводоканал"

vodokanalrnd.ru

г. Ростов-на-Дону, ул. Максима Горького, 293

круглосуточная Горячая линия: +7 863 283-17-17

 е-mail: info@vodokanalrnd.ru

Прием корреспонденции ведется в канцелярии по адресу: ул. Максима Горького, 293. Время работы: понедельник – пятница, с 8.00 до 17.00 (перерыв 12.00 - 13.00)

факс для приема документов: +7 863 251-69-10